На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любопытно, однако

76 327 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьянка Яцук
    А у этой Трейси крыша не протекает- "наши танки.....системы РСЗО приехали на русскую землю с миром, а их..." !!!!!!.....Реакция иностранн...
  • Леонид Попивняк
    поправлю..по улицам Москвы водили... а по Красной Площади нет - слишком много чести......Реакция иностранн...
  • Владимир
    Соответствующие органы сначала должны обратиться с запросом на снятие депутатской неприкосновенности, завести уголовн...«Безработные — эт...

«Исчезни, это моя Россия». Как армяне борются с таджиками за работу в РФ

33-летний уроженец Гюмри Сурен Саркисян собирается ехать на стройку в Норильск. «Там очень тяжко, — признаётся он. — Зато можно 150 тысяч рублей в месяц заработать. В Армении для строителей таких денег нет. Морозы меня не пугают, но вот с азиатами конкурировать стало довольно сложно. Ещё раньше я 200 „штук“ получал, они же готовы работать за сумму вдвое меньше».

Официально на заработках в России находится 450 тысяч армян, неофициально — миллион. Для маленькой республики это гигантская цифра. «Больше всего народу уехало в Россию в 90-е, — считает бизнесмен Гамлет Мартиросян. — Я знал семьи, где по пять лет не видели отцов — они трудились в Сибири и на Дальнем Востоке, посылая оттуда деньги. Традиционно армяне шли в строительство: у нас гастарбайтера называют „хопанчи“, что значит „подрядчик“. По российским просторам ездили целые бригады из Армении, нанимавшиеся на стройки и делавшие ремонт в квартирах». В прежнее время «хопанчи» в основном приходилось соперничать с молдаванами, но после соглашения Молдавии о безвизовом режиме с ЕС молдаване перебрались в Испанию и Италию. Армянам это не помогло — в РФ хлынула недорогая рабочая сила из Средней Азии. Между тем 90% армянских мигрантов предпочитают для труда именно Россию. Они выдерживают жёсткую конкуренцию с гастарбайтерами из Средней Азии, и борьба за рабочие места иногда выливается в реальное противостояние.

 

«Вырасту, уеду в Россию»

46-летний Армен Арутюнян родом из города Гавар. Он рассказывает — там живут люди, мягко говоря, небогатые, средние заработки — где-то 15 тысяч рублей в месяц. «Мы на самолётах не летаем, это деньги сумасшедшие. Сначала на маршрутках катим в Грузию, оттуда перебираемся в Россию через наземную границу. Через КПП „Верхний Ларс“ я стараюсь зимой не ездить — если перевал завалит снегом, пару недель придётся жить в палатке и есть „доширак“». В Москве Армен вместе со своей бригадой занимается ремонтом, а его жена — повар в грузинском кафе близ Арбата. «Детей своих я с рождения отличному русскому языку научил, — гордится он. — Они ещё на учёбе, но надеюсь, после института получат хорошую работу в России». Моему вопросу, почему именно в РФ, Армен откровенно удивляется. «А где ещё? Они и английский знают, но в Америку перебраться сложнее». Каждый год Армению покидают от 25 тысяч до 50 тысяч человек, чтобы уже никогда не вернуться. Уезжают не только строители. России достаются «ценные кадры» — врачи, учителя, IT-специалисты, шеф-повара, дизайнеры, тренеры. Я помню, как разговаривал в Ереване с подростком, продающим розы. Он весьма спокойно сказал: «Вырасту, сразу уеду в Россию». Других вариантов парень не рассматривал. Правда, в Армении дети не играют в таксистов и кассиров «Пятёрочки», как в Киргизии и Таджикистане. Однако армяне стабильно перебираются в Россию ещё с распада СССР.

 

«Вкалывают за мелочь»

Вот уже несколько лет как армянским строителям, работникам такси и продавцам приходится бороться за «место под солнцем» в России с гастарбайтерами из постсоветской Средней Азии. «Раньше мы были королями квартир и новостроек, — утверждает ремонтник Сергей Сарибегян из Еревана. — Ремонт — это же исторически армянское. Мой отец ещё в советское время возглавлял бригаду „шабашников“ и ездил по СССР — дачи строили, частные дома возводили: на заработки не жаловался. В 90-е всё складывалось просто — вот мы, вот молдаване, вот украинцы. Даже с азербайджанцами армянская диаспора ладила — они в основном ремонтом не интересовались и такси не водили: больше на рынках торговали фруктами и зеленью. Когда узбеки, таджики и киргизы стали массово приезжать на стройки в Россию, все растерялись. Никто не ожидал, что их будет так много и что они согласятся вкалывать за сущую мелочь». «Сначала брали ценой, — объясняет бизнесмен Ашот Мигранян. — После их ремонта штукатурка отваливалась, обои шли пузырями, краска облезала. А народу в России чего? Правильно, чтоб дёшево было. Думали, мы качеством возьмём, но со временем рабочие из Средней Азии научились делать качественно и профессионально. Короче, Москву и Питер мы почти потеряли. В основном армянские бригады сейчас работают в Сочи и Краснодаре».

 «Вышел скандал, уволилась»

«Я не хочу всего этого национализма! — заверяет меня таксист Леван Абгарян, работающий в России уже 28 лет. — Но почему такое происходит? Мы христиане, мы русских любим. А тут сестра моя в Москве без работы осталась. Она цветами в магазине торговала. Но сначала ей зарплату порезали, потом одну женщину из Таджикистана взяли, другую. Платят им вообще копейки, и спят они там же. Сестра не выдержала, поругалась со сменщицей, кричала ей сгоряча: „Исчезни отсюда, это моя Россия!“ Вышел скандал, пришлось уволиться. Говорят, Россия большая, работы на всех хватит. Но, брат, цены на поездки в такси сильно упали. Ты вызови в столице сейчас машину, приедет человек из Киргизии или Узбекистана — они очень сильно пашут, за любой заказ хватаются. Нас элементарно вытесняют. Тебе часто армянин в последнее время на вызовы являлся?» — «Нечасто, — подтверждаю я. — Но согласись, в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии тоже люди, им нужно своих детей кормить, и за тяжёлую работу они берутся не от хорошей жизни». — «Брат, я-то согласен, — грустно говорит Леван. — Но раньше я одни деньги получал, а сейчас другие. И это меня не радует совсем, вот тут признаюсь честно».

 

«Армяне вышли в финал»

«В 90-е годы ситуация с гастарбайтерами в России складывалась „по понятиям“, — считает владелец транспортной фирмы Самвел Амбарцумян. — Всё было поделено на сферы влияния. Армяне — строительство, маленькие ателье и чуточку рынки. Азербайджанцы — только рынки. Молдаване — строительство, украинцы — тоже стройки, водители автобусов и маршруток. С приходом почти дармовой рабочей силы из Средней Азии многое поменялось. Как минимум половина украинцев и молдаван уехали на заработки в Европу, особенно после первого и второго падения рубля в 2008 и 2014 гг. Казалось бы, армяне должны потирать руки — на миллион человек им досталась огромная Россия, но сюда приехали 10-12 миллионов рабочих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Они заняли места во всех сферах — и в магазинах, и в такси, и в кафе, и особенно на стройках. (Смеётся.) Хотя, возможно, армяне всё-таки вышли в финал, и в будущем вернут себе прежнее положение. Я знаю, что множество узбеков теперь устраиваются в Южной Корее, там зарплаты серьёзно выше. Кстати, и в самой Армении полно работы, у нас бум строительства, хронически не хватает облицовщиков, штукатурщиков, укладчиков стен. Но мы не можем найти людей — все уехали в Россию».

В целом, несмотря на жалобы, армяне сходятся в одном. Их дети выросли в РФ, воспитывались в наших детсадах, учились в школах, получили российское образование и уже являются настоящими гражданами России. По большей части, в отличие от первого поколения «гостей», трудиться на стройках им не придётся.

Фото: Георгий Зотов / АиФ

Автор: Георгий Зотов / АиФ

Картина дня

наверх