На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любопытно, однако

76 311 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Берлизов
    Я ж и говорю - кому что ближе. Ты явно с образом этим ложишься, и с образом этим встаёшь!«Как только убрал...
  • Ингерман Ланская
    а так и в совдепии с рейхом было - картинка вроде разная, а внутри одно и то же - давить, расстреливать, уничтожать....«Как только убрал...
  • Николай Берлизов
    А я не угадывал, а констатировал.«Как только убрал...

Система колеи: попал в первом классе в плохую школу - пойдет работать таксистом

Вчера я комментировала крайне интересную колонку педагога Марины Ярдаевой. В ней была подмечена очень тревожная тенденция - что у нас начался процесс сегрегации учеников школ с низким рейтингом. Ярдаева пишет, что в лексику образовательных чиновников введено слово ШНОР - школа с низким образовательным рейтингом. Это заведения, где ученики плохо сдают итоговые экзамены. Как только средний балл выпускников школы падает, в нее присылают проверяющих, учителей нагружают отчетностью, но, главное, что в эту школу "списывают" отстающих из других школ, приезжих... Таким образом буквально за пару лет школа может безвозвратно скатиться на низкие позиции. В нее уже не отдают сильных учеников, туда не идут учителя-звезды. Вокруг школы складывается соответствующее комьюнити, люди, заботящиеся об образовании детей, стараются переехать в район с более рейтинговой школой или, в крайнем случае, возить туда детей.

Фото: img-fotki.yandex.ru
Фото: img-fotki.yandex.ru

Честно говоря, я не ожидала, что эта западная традиция образовательных гетто придет к нам так рано. Да еще в столь необычной форме. Неоднократно я раньше и в своих колонках на "Меле", и в текстах про эмиграцию писала, что в англо-саксонском мире, а также, к примеру, в Германии, Японии, будущее ребенка закладывается чуть ли не в садике, когда он уже должен быть определен в школу и проходит подготовку к ней. В мегаполисах Великобритании и Германии люди чуть ли не с рождения подбирают ребенку школу и борются за места в высокорейтинговых заведениях. Потому что попасть туда сложно, мест мало, в плохих районах с дешевым жильем хороших школ почти не бывает. Правда, там процесс отпочкования шел обратный: хорошие школы как бы удалялись от масс, выделяясь в элитарную группу. А у нас с этими ШНОРам, наоборот, идет отделение плохих школ, не сытые и богатые взлетают вверх, а неблагополучных скидывают вниз.

Попадание в плохую школу в первый класс там как бы заводит ребенка в глубокую колею, из которой ему не выбраться. Потому что перейти в высокорейтинговую школу ему будет сложно: для этого надо будет заниматься дополнительно, так как в слабых школах скудные программы. Кроме того, к примеру, в Лондоне и крупных городах страны недвижимости вокруг хорошей grammar school дорогая, многие просто не могут себе позволить поселиться там.

Если ты пошел в слабую школу, тебя не только будут учить плохие преподаватели, ты не только окажешься среди двоечников и хулиганов - ты, даже если будешь суперумником, не сможешь сдать тесты на высокие баллы, потому что в Англии, к примеру, в низкорейтинговые школы не присылают сложные задания.

Это как если бы у нас, к примеру, не давали отстающим школам последние блоки ЕГЭ

Ребенок может быть очень умным и самообразованным, но вот он сдает ЕГЭ без последних двух блоков, на которых мог бы добрать хотя бы до 80 баллов. Понимаете, в чем проблема? В слабые школы присылают тесты, на которых, условно говоря, нельзя набрать больше 75 баллов - система считает нерентабельным распечатывать задания, тратить лишний час на лишний блок - в масштабах страны экономия на материалах и учительском времени получается колоссальная.

Раньше я писала об этом как о заморской диковинке. Сама я сначала жила и училась в очень плохом районе, на Лесобазе, эта тюменская окраина прогремела сейчас на всю страну. Потом я переехала в район Дом обороны, чуть получше, но тоже так себе. Именно там исчезали в 1990-2000-е тюменские дети. Школа была обычная, скорее даже слабая. Но я смогла, что называется, себя сделать. Потому что система предусматривала наличие умных и способных в любой среде.

А сейчас система меняется. И у нас вводится настоящая образовательная сегрегация. Если дела с этими ШНОРами обстоят действительно так, как описывает педагог Ярдаева, мы получаем те самые колеи, попав в которую однажды, ребенок уже вряд ли сможет выбраться наверх. Пошел ребенок в ШНОР в первый класс - потом будет почти невозможно перевести его в хорошую школу: места в хороших школах с первого класса заняты, кроме того, для попадания туда нужно будет сдавать экзамены. Призрачный шанс перейти в рейтинговую школу - переехать ближе к ней. Но если хорошие школы есть только в хороших районах, значит, жилье рядом с ними дорого.

Это система колеи. Та изнанка западного общества (не всего, а части его, потому что в Скандинавии, например, такого нет, как почти нет и во Франции, Италии), о которой мы вплоть до 2010-х годов ничего почти не знали. Если ты из малообеспеченной семьи и по несчастью попал в первый класс в слабую школу, твой путь предопределен - ты не пойдешь в университет, а будешь клеить коробки.

Картина дня

наверх