С 1 декабря я аэропортах Москвы начнет работу биометрический контроль для прибывающих в Россию мигрантов. Почему эта мера вызывает больше вопросов, чем удовлетворения?
Александр ОРЛОВ
1 декабря - начало
С 1 декабря в московских аэропортах начнут собирать биометрию у мигрантов и иностранцев. В столичных аэропортах в Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковском будет задействовано специальное оборудование. К биометрическим данным в современном мире относятся отпечатки пальцев, слепки лица, образцы голоса, а также сканы радужки глаза. Тут пока речь идет о фото и отпечатках.
Не секрет, что мигранты, выдворенные из России за различные правонарушения, нередко возвращаются, чуть изменив документы на родине. Новый барьер как раз не позволит им манипулировать документами. проще будет отлавливать тех, кто попадал в базы различных правоохранительных органов.
Важно еще и то, что кроме воздушного коридора будет перекрыт и наземный - автопункт пропуска "Маштаково" в Оренбургской области.
Иностранцам будут оформлять специальные электронные удостоверения иностранных граждан - пластиковые карты со специальным электронным чипом и QR-кодом. В них будет содержаться вся необходимая информация об их владельцах, включая биометрию.
Казалось бы: "Ура! Народ услышали!" О необходимости введения биометрического контроля для мигрантов говорится уже не первый год.
"Все случаи въезда в РФ и перемещения мигрантов должны быть поставлены под жесткий контроль государства",
– заявил Дмитрий Анатольевич Медведев.
Однако есть причины пока не слишком радоваться…
"Меня терзают смутные сомнения"
Станет ли новая мера, проанонсированная на самом высоком уровне, эффективным барьером для не слишком честных мигрантов? Пока нет.
Во-первых, самолеты из Средней Азии летают не только в Москву. Они из Душанбе, к примеру, совершают регулярные рейсы в Екатеринбург, Иркутск, Казань, Новосибирск, Самару, Санкт-Петербург, Сочи, Челябинск, Уфу. Да, логистика немного усложнится для "ценного специалиста с темным прошлым", но не сильно.
А на сухопутной границе России и Казахстана, через которую идут автобусы с мигрантами, 30 (тридцать, Карл) пропускных пунктов, кроме заявленного в эксперименте.
Во-вторых, параллельно сейчас растет пассажиропоток на железнодорожном транспорте. Поезд "Ташкент - Москва" уже запущен, ходит дважды в неделю. На очереди поезда "Астана - Москва", "Бишкек - Москва" и "Душанбе - Москва".
Год назад РЖД анонсировали введение мер биометрического контроля на поездах дальнего следования. Обещали их уже в первом квартале 2024 года. Но с тех пор разговоры эти затихли и в "эксперименте по биометрии" железная дорога вообще почему-то участия не принимает. Хотя тут надо этими самыми сканерами и планшетами обеспечить всего несколько составов.
В-третьих, озвученная мера будет носить пока статус эксперимента. И он растягивается во времени до лета 2026 года.
В-четвертых, есть сомнения коррупционного порядка. Не возникнут ли лазейки и платные справки о биометрии уже на стадии эксперимента?
Быть, или не быть
Эксперимент, который начнется с 1 декабря на очень локальном участке мигрантского трафика, судя по заявлению властей, продлится до 30 июня будущего года. И сейчас обещано, что летом контроль будет развернут на всех пунктах пропуска через границу, но тоже в качестве эксперимента.
Что мешает сразу закрыть границу от проходимцев? И дело совсем не в деньгах и техническом оснащении. В государственном масштабе это копейки - обеспечить несколько десятков пунктов контроля гораздо проще, чем, к примеру, провести перепись населения России и вручить электронные планшеты тысячам переписчиков.
Только летом 2026 года будет подведен окончательный итог эксперимента и принято решение о его продлении. А решение может быть как положительным, так и отрицательным - вот что настораживает.
Так что, не расслабляемся.
Свежие комментарии