На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любопытно, однако

76 309 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Денисов
    А что вы хотите от бывшего выпускника ЛГУ им.Жданова, бывшего члена КПСС, бывшего офицера КГБ, начинавшего свою карье...«Как только убрал...
  • Астон Мартин
    Как стали править спекулянты - начался кошмар ...не нужны они...🥸«Как только убрал...
  • Александр Бабин
    А может пора уже поменять Колокольцева если у него в ведомстве такой бардакМигрант избил Гер...

"Та заводская проходная, что в люди вывела меня". Гордость Страны Советов. О уничтожении старых заводов

(из свободных источников)

Я родился в благословенном 73м году, во времена стабильности, уверенности в будущем. Множество промышленных гигантов работали на благо народа. Крупные заводы, производили нужную продукцию, делающую страну независимой от поставок извне и давали работу миллионам советских людей. Были стабильные и отнюдь не низкие зарплаты, премии, полностью оплачиваемые больничные и отпуска. Детские сады и учебные заведения при предприятиях. Свои пионерские лагеря, иногда даже на Чёрном море, свой транспорт, свои газеты, шикарные Дворцы Культуры, квартиры для работников, свои поликлиники и профилактории, дома отдыха(у крупных предприятий - тоже нередко на юге), выделение дачных участков, собственные спортивные команды(до сих пор носящие названия некогда родных предприятий). Много было хорошего. Но главное, всё же чувство гордости, мощи, торжества труда. Крупные заводы - целые города в городах. На территориях свои медчасти, пожарные, автобусы, развозящие сотрудников по цехам от проходной. Свои станции Ж/Д для получения поставок материалов и комплектующих и отгрузки готовой продукции. Много было хорошего.

Начиная с 90х и по сегодняшний день, многие с болью смотрят, как былое достояние страны приходит в запустение и сносится, освобождая место для жилищных, торговых и офисных центров. В последние дни существования, некогда гордость страны, ведущие заводы влачили существование с помощью аренды. Занимаясь бизнесом по нескольким направлением, я работал с несколькими партнёрами, которые располагались на территориях ЗИЛа, Красного Богатыря, Карачаровского механического, завода Серп и Молот, Компрессор. Ранее поработал и на территории электромашиностроительного завода Памяти Революции 1905 года(впоследствии Кросна). Часть зданий перестроили под офисы, часть сдают под склады Красный Богатырь и Компрессор, - жалкое зрелище... Остальные из списка выше, и вовсе стёрты с лица земли полностью. Кажется завод памяти 1905 года, пока заморожен, но тоже под снос. Мне очень жаль, очень горько. Горько, больно и обидно.

 

ЗИЛ в годы расцвета.(из свободных источников)
ЗИЛ в годы расцвета.(из свободных источников)

Многие ругают власти, что такие заводы закрывают, а не восстанавливают. Я эмоционально согласен, но мозгами понимаю что по другому, увы, невозможно. Нельзя их ни удержать на плаву ни восстановить. И дело тут в том, что :

1. Изменился сам производственный процесс. Там где раньше был огромный цех и сотня рабочих вручную собирали какие-то части, приклёпывали ручки к чайникам например, сейчас работает 1-2 автомата, занимающие несколько квадратных метров. Совсем другая организация процесса, другие технологии и рабочих требуется меньше в десятки раз. Современные технологические процессы в старые здания ни по планировке, ни по габаритам не вписываются. Увы.

Цех с ручной сборкой норма для завода времен СССР..(из свободных источников)
Цех с ручной сборкой норма для завода времен СССР..(из свободных источников)
Современный конвейер. (из свободных источников)
Современный конвейер. (из свободных источников)
Современный конвейер. (из свободных источников)
Современный конвейер. (из свободных источников)

2. Другая логистики. Раньше тысячи рабочих нередко пешком шли на завод, на окраине города. Сейчас это центр. Пробки, ввозить материалы и вывозить продукцию неудобно. Рабочих не так много и их легче возить в промзоны вне города, и лучше даже не в относительно дорогом подмосковье, а где-нибудь под Тулой или Калугой. Там и желающих работать на заводе легче найти, чем в Москве, состоящей из одних менеджеров, маркетологов, айтишников и всяких хипстеров. Да и планировка территорий старых заводов, часто, увы, не подходит для современных фур. А использование ж/д веток неудобно.

Завод Континенталь. Калуга. (из свободных источников). Заметьте, он даже не в пригороде относительно небольшой Калуги. Вынесен за город.
Завод Континенталь. Калуга. (из свободных источников). Заметьте, он даже не в пригороде относительно небольшой Калуги. Вынесен за город.

3. Любое здание нужно своевременно ремонтировать, обновлять. Если запустить данный процесс, то в какой-то момент будет легче снести, чем пытаться привести в рабочее состояние. Я видел многие старые заводы живьём изнутри в последнее время. Надо признать, что инженерные системы давно сгнили и работают на всяких времянках и обходах аварийных участков. Стены и крыши уже очень гнилые. Что-то заменять и реставрировать практически невозможно.

Серп и Молот к нулевым годам. К сожалению восстанавливать уже просто нечего. (из свободных источников)
Серп и Молот к нулевым годам. К сожалению восстанавливать уже просто нечего. (из свободных источников)

Да и бессмысленно - вложить огромные суммы, чтобы получить неудобные для современных технологий цеха, с неудобной для современного транспорта планировкой и нахождением близко к центру, с пробками, запретом фурам ездить днём по городу, с отсутствием в Москве рабочих рук... Смысл?

Челябинский трубопрокатный завод. Южный Урал (из свободных источников) Старые корпуса легендарных заводов легче снести, чем переоборудовать и перестроить чтобы получилось такое.
Челябинский трубопрокатный завод. Южный Урал (из свободных источников) Старые корпуса легендарных заводов легче снести, чем переоборудовать и перестроить чтобы получилось такое.

4. В наше время, с ростом городов, когда-то бывшие ближе к окраине заводы, оказались в самом центре, где земля очень дорогая. Дорогая аренда и электричество и водоснабжение дороже. Такое удорожание скажется и на цене продукции, сделают её менее конкурентоспособной. Несколько моих знакомых бизнесменов перевели производства подальше от Москвы как раз с такими аргументами - дорогая аренда, электричество, вода. И с рабочими проще.

(из свободных источников)

Мне, как советскому человеку, эмоционально горько всё это, но исходя из разумного подхода, старые заводы не имеет смысла ни сохранять, ни пытаться восстановить. ... Было бы у нас очень много лишних денег, как в недавнем прошлом у саудитов, - могли бы отреставрировать эти заводы, как память о Великом прошлом и сделать там музеи. Но как работающие предприятия, которые должны приносить прибыль... сегодня это уже просто невозможно никак и ни с какого бока.

Завод Полипакс. Ярославль. Также вынесен за город. Легковозводимые современные конструкции. Новая инженерная сеть.
Завод Полипакс. Ярославль. Также вынесен за город. Легковозводимые современные конструкции. Новая инженерная сеть.

Кстати, не надо, как многие любят, говорить - "да вот только у нас такое!" Нет, не только у нас. Этот процесс одинаков по всему миру. Есть заводы, которые постоянно поддерживались на уровне, постепенно менялись и живут до сих пор, но многие и многие, особенно оказавшиеся с окраины в центре больших городов - также снесены под элитные районы для богатых иди деловые центры. Некоторые так же стоят заброшенными и разваливаются. Например в тех же США есть целая группа городов и районов, которые называют "ржавым поясом". Там встали и разваливаются старые заводы и чахнут сами города. Например знаменитый Детройт - когда то сердце мирового автомобилестроения. Сейчас это только развалины и город-помойка. Ничего не поделать. Производство уходит в страны с более дешёвой рабочей силой, низкой платой за аренду земли и энергию. Хорошо, что в России, производство больше уходит не за границу, а в провинцию, где тоже ниже зп, дешевле аренда земли и плата за электричество и воду.

Детройт. Завод  давно заброшен. Он даже и под склады никому не нужен и просто стоит, разрушается. Сносить дорого и никому не нужно. (из свободных источников)
Детройт. Завод давно заброшен. Он даже и под склады никому не нужен и просто стоит, разрушается. Сносить дорого и никому не нужно. (из свободных источников)

Ничего не поделать.. Будем помнить о хорошем в нашем прошлом, о том, чем можно гордиться, но жить нужно настоящим, ИМХО. А как Вы думаете?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх