На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любопытно, однако

76 300 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Никакого поражения нет, ребята честно выполняли свой долгМиротворцы уходят...
  • Юрий Кувалдин
    "Не пора ли уже, господа отдельные чиновники и депутаты, думать мозгами, а не кошельком?"(автор).  Эти чиновники и де..."Чиновники и депу...
  • АндрейБорков
    Интересно, каким таким образом я мог, живя в офицерском общежитии и служа на корабле использовать своих матросов и ст...В России появилис...

Дневник «святого" Николая Романова. Но, боже мой, какая скука…

Попались мне на глаза дневники последнего (точнее предпоследнего) русского государя-амператора, того самого, по поводу расстрела которого пролили реки крокодиловых слез. Того самого, при котором Рассея "невероятно расцвела", особенно в 1913-м году. Правда, через четыре года эта расцветшая Россия едва не исчезла, как сон, как утренний туман. Так вот, чем же был заполнен дневник «царя-мученика»? Благороднейшими мыслями? Бессмертными лозунгами? Конспектами знаменитых речей? Увы, увы…
Хватило и одного...
Хватило и одного...

Дневник Николая Голштейн-Готторпского (ошибочно именуемого Романовым) представляет собой самую банальнейшую, архискучнейшую обывательскую писанину, по сравнению с которой ширпотреб какой-нибудь Донцовой зайдет на ура. Я прочитал царские дневники за пять лет: 1905, 1914, 1915, 1916 и 1917-й годы. Содержание можно выразить следующими словами:

гулял (катался на лодке), пил чай, читал, убил ворону (фазана) , погода жаркая (холодная), занимался (очевидно, государственными делами), играл в карты, пилил дрова (колол лед), были в церкви и т.д.

Всё? Всё! И вот эта словесная волынка тянется и тянется, подобно бразильско-мексиканской мыльной опере, которые у нас были так популярны в первой половине лихо-святых девяностых.

Ты помнишь, как всё начиналось?
Ты помнишь, как всё начиналось?

Даже важнейшие исторические события Николаем описываются совершенно походя, как что-то недостойное внимания. Например, Кровавое воскресенье:

«Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! Мамá приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со всеми …»

На следующий день:

«Сегодня особых происшествий в городе не было. Были доклады. Завтракал дядя Алексей. Принял депутацию уральских казаков, приехавших с икрою. Гулял. Пили чай у Мамá…»

Ну, подумаешь, каких-то нищебродов, голытьбу питерскую постреляли. Бабы еще нарожают. А вот икорка свежая – это откладывать нельзя!

Хоть бы пармезана достала!
Хоть бы пармезана достала!

И начало Первой Мировой в дневнике описано мельком, как что-то обыденное:

«Погулял с детьми. В 6½ поехали ко всенощной. По возвращении оттуда узнали, что Германия нам объявила войну. Обедали: Ольга А[лександровна], Дмитрий и Иоанн (деж.)».

Какая-то Германия войну объявляет. Дело-то житейское, волноваться не стоит.

Фрекен Бок беременна? Я полетел...
Фрекен Бок беременна? Я полетел...

Правда Брусиловский прорыв царь описывал со страстью: вчера взяли столько-то австрийских пленных, сегодня столько-то и т.д. То, что Брусиловский прорыв был лишь крупным тактическим успехом, по факту ничего не давшим России, Николай не знал.

Февральская революция! Ну тут-то, наверное, в дневнике что-то особенное будет?

«Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»

И на следующий день:

"Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный".

Манифест об отречении? Забудь и спи.
Манифест об отречении? Забудь и спи.

Ну и как не «морально пнуть» взбунтовавшийся народец:

«За границей сегодня 1-е мая, поэтому наши болваны решили отпраздновать этот день шествиями по улицам с хорами музыки и красными флагами».

Через год с небольшим «наши болваны» пригласили нашего умника прогуляться в небольшой подвальчик.

В общем, царские дневники неплохо раскрывают царскую личность: средненький обыватель с самыми простенькими обывательскими интересами. Дневник можно открыть на любом месте – от этого вы ничего не упустите. Читать его, это всё равно, что смотреть новости по современному россиянскому зомбо-тв: мы преодолели, доллар почти загнулся, украинские депутаты подрались, растет экономика и т.д.

PS . Для сравнения почитайте дневник Зои Космодемьянской. Советская школьница писала интереснее, чем царь, получивший блестящее образование.

Не за булочку...
Не за булочку...
Паренек из Сан-Франциско

Картина дня

наверх