Любопытно, однако

73 045 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Никитин
    Отлавливать и отправлять корейцам! И вопрос решится и прибыль будет!Почему собаки про...
  • Хатламаджиян Мелкон
    Интересно посмотреть ответы другой стороны на этот вопрос. Какие будут проценты у ответовЕсли завтра война...
  • Сергей Вохтомин
    пидар за собой смотри. если ты олень ты им и останешься. изучай конституцию.Платошкин: почему...

Каких специалистов готовила советская школа?

автор - тропой самурая

Уж сколько говорилось о советском образовании, но читатели канала продолжают эту тему в своих комментариях. Я не стремился подобрать однополярные мнения по данному вопросу. Поэтому, ниже представлены самые разные мнения о советской школе. Мне, как Автору канала всегда очень интересно читать любые ваши воспоминания рассказывающие о том времени. Поэтому буду рад вашему мнению. Не поленитесь оставить свой комментарий который поможет сформировать картину уже ушедшего советского прошлого и советского образования. Каким оно было? Глубоким или поверхностным, #школа готовила специалистов или профанов? В достаточной ли мере она давала знаний и насколько, на ваш взгляд, конкурировала со школами и вузами Запада и Америки? И почему, если выпускники были хорошо подготовленными специалистами в своей области, СССР проиграл Западу "по всем фронтам"? А может, вы считаете, что Советский Союз наоборот выиграл ...

Кто были эти люди заряжавшие воду на исцеление у телевизора? Какое имели образование?
Кто были эти люди заряжавшие воду на исцеление у телевизора? Какое имели образование?

Tatiana T.

"В СССР образование, с которым впоследствии можно было устроиться на хорошую работу за рубежом, давали только 4 ВУЗа: МГУ (физфак и мехмат), Физтех, МИФИ и Бауманский.

Всё.

Экономическое, химическое, медицинское #образование безнадёжно не дотягивали. С советскими дипломами по этим дисциплинам никуда не брали. Про информационные технологии скромно умолчим. Так что со своим дипломом вы могли устроиться только в протухшее НИИ советского же разлива, которое разрабатывало не пойми что. Можно сколько угодно ставить дизлайки, упрямо не соглашаясь с моим ответом, но если я ошибаюсь- то хочу увидеть опровергающие факты. Факты и цифры- вещь упрямая"

Владимир Полосухин

"Я учился в Сибирском Металлургическом Институте в городе Новокузнецк (Сталинск) 1953-1958 годы на горном факультете. У студентов СМИ на первом месте была учёба. Выпускники нашего института на предприятиях горно металлургической промышленности ,особенно на КМК и рудниках Горной Шории, известны как первоклассные специалисты обладающие не только теоретическими , но и практическими навыками.

Я, например, на производственной практике на руднике Таштагол освоил профессию бурильщика и получил удостоверение, на Абаканском руднике (Абаза) - машиниста станка канатно-ударного бурения, на шахте Роза Люксембург в Криворожье - машиниста скреперной лебёдки, на руднике Туим в Хакасии - специальность слесаря и успешно прошёл стажировку в должности горного мастера, получив благодарность и премию в размере месячного должностного оклада от начальник Туимского Горнопромышленного Управления.

страницы истории  Таштагол
страницы истории Таштагол

Полученные знания и практические навыки позволил после полугодовой работы горным мастером стать начальником участка, через два года главным инженером рудника, затем главным инженером рудоуправления, главным инженером Горно-обогатительного комбината.

У нас в институте спорт был популярен, особенно классическая борьба и бокс. Студент нашей группы Володя Манеев был чемпионом мира и серебренным призёром Олимпийских игр в Мельбурне. Конечно мы и отдыхали, но это было когда всё в порядке с учёбой. В нашем горняцком общежитии был свой кинозал, концертно-танцевальный зал, радио-узел.

Манеев Владимир Петрович (5.02.1932 - 6.01.1985) Выдающийся спортсмен. Борец греко-римского стиля (классическая борьба). Чемпион мира, первый в Кузбассе серебряный призер Олимпийских игр по классической борьбе (в весе до 73 кг). Первый заслуженный мастер спорта Сибири
Манеев Владимир Петрович (5.02.1932 - 6.01.1985) Выдающийся спортсмен. Борец греко-римского стиля (классическая борьба). Чемпион мира, первый в Кузбассе серебряный призер Олимпийских игр по классической борьбе (в весе до 73 кг). Первый заслуженный мастер спорта Сибири

___________________________________

Нам не приходилось где-то скитаться, мы могли пригласить свою девушку к себе в кино или на танцы и угостить её мороженым в нашем буфете. А девушки наши были из соседнего женского общежития, простые, работящие девчата, не преследующие цель поскорее выскочить замуж, этим они отличались от студенток пединститута.

Я до сих пор вспоминаю свои интересные студенческие годы, полные стремлением к познанию, полные забот и радости при успехе. Вот так вот!"

 

Стас Ипостас

"Пожалуй, соглашусь, что в советской школе выпускали дилетантов широкого профиля. Теоретически от нас требовали энциклопедических знаний по каждому предмету, на практике все эти дурацкие ангидриды с логарифмами и вакуолями забывались на следующий день после выпускных экзаменов - кроме тех, кто шел в профильный институт.

Я по-прежнему убежден, что в средней школе нужна более узкая специализация с 5-го - 6-го класса хотя бы по трем направлениям - естественные науки, точные и гуманитарные.

И, разумеется, хотя бы один иностранный язык (желательно английский - по понятным причинам, остальные факультативно). И иностранный должны преподавать настоящие носители языка, а не школьные "дидвозники".

 

Сергей Ионин

"На чужой роток не накинешь платок. Можно отметить, что каждый высказывается исходя из своего опыта. Здесь вот дама пишет, не сказать - лепит: "Поэтому для поступления в хороший #вуз зачастую требовался репетитор или обучение в спецшколе дневной или вечерней".

Она как-то забывает, что при любом вузе были подготовительные курсы (10 дней, месяц, где как). Репетиров нанимали уж для полных дураков. Вот человек из деревни, а посмотрите, и братья его чего-то достигли, и он сам. Так что, неча на зеркало пенять, если морда крива.

Нельзя не согласиться, что литературу преподавали не на должном уровне, но... опять же все зависело от учителя. Кто учился в 60-70-е не поверит, но у нас преподаватель литературы РЕКОМЕНДОВАЛА (не заставляла) читать и Есенина, и поэтов серебряного века (в "публичке" все было, не надо врать, кто хотел, тот учился), мы даже Шекспира проходили, между прочим. И спрашивается, это с какого бодуна надо быть, чтобы ляпнуть: Достоевский был запрещен?

Просто и в те времена, и сейчас -всегда были те, кому читать было лень, а уж стихи! "Что, я девчонка - стихи читать!" - вот и весь сказ. Здесь ничего не поделаешь. Кстати, и во времена Пушкина читающей публики было не так уж много. Тиражи книг Александра Сергеевича были в районе + - 2000 экз. Да, Бенкендорф читал, цари читали, элита Петербурга читала, но большая часть пресловутого дворянства были скалозубами, плюшкиными, собакевичами, передоновыми (хотя последний сам был учителем).

И еще - врачи учились долго. Это хорошо или плохо? Ответ однозначный для тех, кто был на приеме у нынешнего молодого врача, закончившего вуз за деньги. Заплатил - зачет. Сидит такой лепила в поликлинике и при помощи Интернета ставит диагнозы.

Вы нам будете рассказывать, что вот-де на западе. Там менталитет другой: если заплатил, то высосет из преподавателя все, что можно. А у нас заплатил и спи спокойно, ты уже спец. И главное, при всех недостатках советская школа учила ДУМАТЬ!"

у школьной доски на уроке математики
у школьной доски на уроке математики

Анатолий Жуков

"Советская система была оптимальной насколько это было возможно. Возможности были представлены, на мой взгляд, достаточные, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности ( школа, проф. тех. училища, техникумы, вузы, аспирантуры, докторантуры). Кто и какие способности имел, тот и мог при желании реализовать их.

Конечно, #ссср претендовал на ведущую роль в мире, поэтому был заинтересован в передовом образовании для своего народа. Мне, рожденному в многодетной деревенской семье (пять детей), как и всем моим братьям и сестрам, удалось получить высшее образование.

Два моих брата стали членами Союза Журналистов и Союза Писателей, а мне довелось быть аспирантом и успешно защитить диссертацию. Многие мои соратники и друзья прошли примерно такой же путь и стали руководителями производств, учебных заведений. Есть и Академики!

Возможно ли это сейчас, во времена "дикого" капитализма, когда власть и капитал получены не продолжительным и тяжким трудом, а людьми "случайно" оказавшимися в благоприятной ситуации во время буржуазного переворота. Могут ли эти люди быть заинтересованы в образованности собственного народа, когда они в любой момент имеют возможность "свалить" на Запад, тем более когда значительная часть богатства и дети у многих уже там?"

 

михаил попов

"Я выпускник 1978 года. Волгоградец. Пока учился, сменил три школы. Первая была маленькая, старенькая, ещё довоенной постройки, которая случайно уцелела в горниле Войны. Вспоминаю её с теплотой. Там был коллектив ещё довоенных учителей и особая, какая-то домашняя атмосфера. Где нас, младших, очень берегли.

Потом. Переезд семьи. Вокруг новостройки, никто никого не знает. Традиций ноль. Школа просто переполнена была так, что учились в три смены. В целом, преподавательский состав был очень сильным профессионально. Но нагрузка при таких условиях работы была такова, что они просто валились порой с ног от усталости. В первую очередь, эмоциональной. Контингент-то ещё тот был. Внуки послевоенных трущёб. Где сын профессора сидел за одной партой с гопником. И с ним же играл в пристенок на переменах.

А потом меня перевели в 8 класс новой школы. Эту школу решили сделать образцово-показательной. Учились в одну смену. Два спорт-зала, где я получил навыки боксирования и бросков на татами. Огромный стадион. Собственный гараж с парком машин для автоподготовки. Прекрасный стрелковый тир где я стал перворазрядником. Богатые шефы. Лучшая, что была в магазинах электро-музыкальная аппаратура. И три школьных ансамбля (в одном из которых подвизался и я). Очень богатая библиотека. Современные на тот период наглядная агитация на стенах и средства образовательного процесса. И сам образовательный процесс наполненный энтузиазмом и жаждой познания. Туда собрали молодых, но лучших, что были свободны на тот момент преподавателей. В общем. Уходил я потом из неё в большую жизнь крайне неохотно и с чувством потери.

А потом был завод, служба на южной границе, краткая учёба в пединституте, ПТУ, работа на скотобойне мясокомбината, семья, Высшая Школа в Рязани, война, служба в медвежьих углах страны, возвращение на родину, кафедра Высшей Школы, кандидатская, доцент, полковник... Каждый из этих непростых периодов жизни учил чему-то. Но основы заложила именно советская ШКОЛА. Именно она в своих основах сделала меня именно таким какой я есть. Могу машину сам отремонтировать, электропроводку в доме проложить, здоровье наглецу испортить и аргументировано отстоять собственную позицию в вопросах государственного строительства. В том числе и на основе зарубежного опыта.

Да. Ещё. Дружба с одноклассниками пронесена через всю жизнь. Хотя мы в социальном плане очень разные"

Каким видели 2017 год в 1960 году
Каким видели 2017 год в 1960 году

Владислав Дербушев

"Я на Дальнем Востоке жил 7 лет при Сталине (отец служил там после войны), школу оканчивал через год после свержения Хрущёва. Государство начало платить пенсии колхозникам уже при Брежневе. Сравнивать зарплаты, цены и уровень жизни в разные периоды вообще невозможно, если только перевести всю валюту, экономику и политику в единицу измерения по известному мультику: в попугаи, удавы или слонёнки, извините.

А в СССР валюта была одна - "ПОЛЛИТРОВКА". В хрущёвках "своих" подвалов не было. Это были поздние сталинки, когда власть начали раздражать городские сараи с курами, козами, поросятами, и даже коровами. Хотя бараки с сараями остались до сих пор (я прожил в нём 7 лет. Наверное отцу вручили ключи от одной комнаты с печкой на 6 человек за боевые заслуги.) В хрущёвках урезали не то что квадратные метры, а сантиметры, поэтому и подвалы оборудовали только под трубы (посмотрите фильм "Афоня").

Теперь о зарплатах учителей. Мой отец окончил школу во #владивосток в 1936 г. Всех отличников вызвали в райком комсомола: "Никаких институтов! Стране нужны учителя. Или вы идёте повышать грамотность в деревнях и сёлах, или комсомольский билет на стол, и отправляетесь работать грузчиком в порту." Поэтому ещё с тех времён зарплата учителя была одной из самых низких. Комсомольским солдатам борьбы с безграмотностью можно было вообще не платить, потому что они работали по приказу Сталина.

До 1965 года начальная зарплата учителя с высшим образованием была примерно 50 рублей в месяц, а без высшего — примерно 37 рублей в месяц (я стипендию в 1965 г получал 45 руб). С 1965 года зарплаты учителей были повышены до 90 рублей. Плюс очень большую роль в уровне зарплаты играл стаж работы. Но разница в зарплате от стажа была всего 10 рублей. Средняя заработная плата учителей в 70-е годы составляла 116–117 рублей.

Источник: https://visasam.ru/emigration/sovetskiysoyuz/zarplaty-v-sssr...

Работники вузов в 1970- х — 1980-х годах получали такие зарплаты: ассистент — около 120 рублей в месяц, работник со степенью кандидата наук — 350 рублей в месяц. Не зря в СССР говорили про защиту кандидатской: «10 минут позора — и обеспеченная старость!».

----------------------------------------------------

Приведу, к слову сказать и оклады в царской России:

подборка по должностным окладам в Царской России
подборка по должностным окладам в Царской России

Как видите, учитель получал оклад немного меньше полковника царской армии. Показатель? Думаю, да. Но, "до основания и затем ..."

Где в этой лестнице находился #учитель СССР и находятся сегодняшние учителя?

Картина дня

наверх