Именно это время года вызывает вполне обоснованные опасения как у обладателей солидного опыта вождения, так и у новичков.
Как правильно подготовить автомобиль к морозам и снегопадам?
Как с минимальным риском и с большей вероятностью выбраться из заснеженной колеи?
Как не «поцеловать» впереди едущую машину и с честью выйти из заноса (а лучше — вообще в него не попасть)?
..Давайте обновим в памяти правила поведения на зимней дороге! Ведь, как бы банально это ни звучало, их соблюдение — это безопасность каждого человека: и самого водителя, и его попутчиков, и просто пешеходов.
Естественно, первое, о чем не устают из года в год напоминать сотрудники ГАИ и другие профессионалы, так это о необходимости подготовить автомобиль к зимней эксплуатации. И хотя упор в основном делается назамену резины (а сейчас такое «мероприятие», наконец-то, стало обязательным, а не рекомендательным пунктом правил), только в этом подготовка не заключается.
Нужно убедиться, что автомобиль в принципе способен выдержать минусовую температуру. Иначе при первых же морозах можно оказаться в числе тех «счастливчиков», кто либо вовсе не смог завестись и выехать со стоянки, либо неожиданно застрял где-нибудь по дороге (повезет, если в самом городе, а не на МКАД или за его пределами).
Итак, проверить нужно (и в случае необходимости — заменить) всеэксплуатационные жидкости: моторное масло, жидкость гидроусилителя руля, тормозную жидкость, а также жидкости в трансмиссии и узлах подвески.
И, конечно же, еще раз убедиться, что в бачок омывателя стекол залита именно «незамерзайка». Причем ее запасы в любом случае должны храниться в багажнике и постоянно пополняться.
Кроме того, до наступления морозов необходимо удостовериться в том, что всерезинометаллические изделия (шаровые опоры, сайлентблоки, рулевые наконечники и т.д.) находятся в надлежащем состоянии. Замки и дверные уплотнители лучше смазать специальными средствами, а в салон положить коврики с высокими бортами, защитив кузов автомобиля от влаги, сырости и гниения.
Точно так же под пристальным вниманием — аккумулятор (в особо лютые холода его даже рекомендуют снимать и «отогревать» дома), тормозные колодки, оптика, габаритные огни и содержимое багажника.
В последнем, помимо скребка и щетки, обязательно должны быть: лопата, фонарик, теплые перчатки и одеяло, провода для прикуривания, буксировочный трос («автомату», правда, это не поможет) и знак аварийной остановки.
Выезжаем со стоянки
Хотя иной раз можно услышать мнение о вреде прогревания, профессионалы все-таки не рекомендуют выезжать на «холодном» автомобиле. И в первую очередь это касается зеркал, стекол и температуры в салоне: только хорошо прогретый автомобиль обеспечит максимальный обзор, не ограниченный конденсатом и оледенением.
Пока машина прогревается, ее можно успеть полностью очистить от снега. И не только окна! Обязательно убрать снег с крыши, иначе, подтаяв, он может скатиться на лобовое и ухудшить видимость в самый неподходящий момент.
Кстати, не рекомендуется ставить автомобиль на долгое время на стояночный тормоз: могут примерзнуть тормозные колодки.
По этой же причине лучше поднять дворники или подложить под поводки стеклоочистителей небольшие пластиковые предметы.
Что касается автомобилей с автоматической коробкой передач, то ее перед выездом тоже следует прогреть: перевести селектор в положение D и, удерживая педаль тормоза, простоять на месте 5-10 секунд; затем повторить процедуру в положении селектора R.
Если ночью прошел хороший снегопад, и машину и все пространство вокруг нее занесло снегом, не следует усложнять себе положение, пытаясь выехать из неочищенного места. Нужно освободить колеса от снега в радиусе полуметра и «вылезать» из сугроба в раскачку, трогаясь со второй передачи (для механики).
На автомате вылезти и сугроба сложнее. Чтобы «раскачаться», нужно фиксировать на несколько секунд педаль тормоза в каждом крайнем положении.
Если выехать не получается, тогда лучше попросить кого-нибудь вытолкнуть, подложить под ведущие колеса палки, доски и т.п. или, если есть такая возможность, посыпать перед ними песком.
Посадка за рулем
Это важно в любое время года, но для зимы, оказывается, существуют свои строгие правила. Главное — это никакой расслабленности.
Сидеть нужно так, чтобы каждую минуту быть готовой к экстренной ситуации: вертикально, шея ровно, руки в верхнем секторе руля и обязательно пристегнутые ремни безопасности.
На дороге
Зимой, особенно в сложные погодные условия, нельзя не то что превышать скорость (правда, это в любое время года нельзя делать) — лучше даже ехать со скоростью, ниже рекомендованной. При этом держать достаточную дистанцию (в 2-3 раза большую по сравнению с «летней») и на светофоре не останавливаться очень близко к впереди едущей машине: еще неизвестно, как она поведет себя, стартуя на скользкой дороге.
Кстати, во время старта специалисты советуют применять технику постепенного увеличения тяги: плавно выжимая сцепление, переходить на первую передачу и не давить резко на газ, дождавшись прежде, пока автомобиль плавно тронется с места.
С автоматической коробкой передач принцип похож: отпустить педаль тормоза, подождать, пока машина начнет движение, и только потом постепенно добавлять газ.
На зимней дороге следует по максимуму избегать резких маневров, ненужного перестроения, обгона и поворотов на большой скорости. Сбрасывать скорость нужно перед поворотом, пока колеса стоят прямо. В самом повороте — двигаться на одной передаче, не газуя и не тормозя. Увеличивать скорость можно только на выходе из поворота, да и то очень плавно.
Необходимо всегда держать в уме: зимнее покрытие дороги непредсказуемо!
Кажущийся сухим, асфальт через несколько метров может обернуться заледенением, снегом и т.п. При этом нужно стараться избегать таких ситуаций, когда колеса справа и слева едут по разному покрытию. Иначе в случае резких маневров может произойти занос.
При заносе
И это знает каждый водитель: нужно четко держать в памяти, какой у вас автомобиль — задне- или переднеприводный. Для первых выход из заноса — поворот руля именно в сторону заноса, а по мере выхода из него крутить руль в обратную сторону. При этом не газовать и не тормозить.
А вот на переднеприводных автомобилях занос преодолевается легче: осторожным нажатием на педаль газа.
С горки на горку и правильное торможение
Для тех, кто ездит на автомобиле с механической коробкой передач, следует помнить: перед подъемом нужно предварительно немного разогнаться и выбрать такую передачу, чтобы ее не пришлось менять до окончания «горки». Перед спуском — заранее снизить скорость и задействовать пониженную передачу, а во время него применять торможение двигателем и по возможности не пользоваться педалью тормоза и не менять передачу.
Тормозить на зимней дороге лучше не резко, а импульсами — то есть кратковременными легкими нажатиями на педаль. Снижать скорость следует плавно, включая пониженные передачи поэтапно (с 4-й — на 3-ю, потом на 2-ю, затем на 1-ю).
И главное — не забывайте обозначить себя на дороге включением ближнего света фар и противотуманок!
Для тех, кто все-таки очень неуверенно чувствует себя в зимнее время, не помешает пройти курсы экстремального вождения.
И для всех — счастливого пути!
P.S. Прежде чем решиться выехать на личном автомобиле, следует все-таки прислушаться к советам синоптиков.
Свежие комментарии