Николай Платошкин отмечает, что в современности, когда даже в документальных фильмах говорят о Великой Отечественной, нередко можно встретить утверждение, что в 1941 году был облёт Москвы с Тихвинской иконой Божьей матери. Было ли это на самом деле, рассмотрим подробнее.

Религия в СССР
Николай Платошкин сказал, что нужно понимать: до Великой Отечественной в СССР отношение к религии было негативным. То есть лозунг организации «Союз воинствующих безбожников» — «борьба против религии — борьба за социализм» был, можно сказать, официальным.
Ситуация в период Великой Отечественной изменилась, так как было нужно сплочение общества, а в сельской местности религиозность и в 1941 году была достаточно высокой. Поэтому руководство СССР посчитало правильным в сложный для страны период отказаться от атеистической пропаганды. Организации вроде «Союза воинствующих безбожников» приостановили свою деятельность.
Но в то же время, нужно сказать прямо, не было перехода к религии со стороны партии. В программе ВКП(б) указывалось, что религия является частным делом, когда речь идёт о государстве, но не является частным делом, когда речь идёт о партии. Это означает, что в партии все равно верующих не принимали, так как идеологией КПСС являлся материализм, и это было актуально в годы Великой Отечественной. Необходимо сказать, что по отношению к религии просто были смягчения, к ней стали относиться временно «с пониманием», но не принимали религиозное мировоззрение на уровне партии, так как идеология партии — марксизм-ленинизм.

Облет Москвы с Тихвинской иконой
Историю про облёт Москвы с Тихвинской иконой рассказывали разные люди. Например, об этом говорил даже Валентин Варенников, участник Великой Отечественной. Но в чем здесь проблема? Проблема в том, что Варенников не был свидетелем (он был не в Москве в 1941 году), и он в советские годы ни разу об этом не сказал. Он об этом стал говорить только в последние годы жизни, так как, вероятно, прочитал об этом в газетах или посмотрел документальные фильмы, где о событии с облётом говорят, как о факте.
В чем проблема всей это истории? Во-первых, в том, что постоянно люди, которые о ней вспоминают, путаются. Они называют разные иконы, разное время. Им просто важно высказать сомнительный тезис о якобы какой-то особой роли религии в годы Великой Отечественной.
Николай Платошкин в данном случае полагает, что приписывать победу иконе — это явное принижение заслуг Красной армии, потому что в действительности победа была благодаря людям, а уж точно не благодаря иконе.
Так можно говорить и в случае, если бы действительно подобное событие происходило. К сожалению, в последние годы в этом многие не сомневаются, но разве нельзя попытаться проверить информацию?

Правда или миф
Теперь о фактах. Николай Платошкин отметил, что конкретная икона, которая чаще всего имеется в виду (икона Тихвинской Божьей Матери), в действительности была захвачена немцами в том же 1941 году.
Её вернули в Россию в 2004 году. То есть утверждение, что якобы она использовалась «для победы», конечно, вряд ли может соответствовать действительности. Да и здесь еще очень важный момент, ведь если бы такое могло произойти, то только в случае, если бы это приказал Иосиф Сталин.
Мог ли Сталин приказать сделать нечто подобное? Ответ однозначный: нет. Иосиф Сталин до конца жизни оставался атеистом, и подтверждал это всякий раз в своих публикациях, в интервью. В том числе после Великой Отечественной.

Николай Платошкин напомнил, что Сталин при создании общества «Знание» в 1947 году подчеркивал важность того, чтоб у людей формировалось научно-материалистическое мировоззрение. Понятно, что такое мировоззрение исключает религию.
А общество «Знание», что необходимо подчеркнуть, стало преемником организации «Союз воинствующих безбожников». Ведь многие люди, которые работали в обществе «Знание» в прошлом имели отношение к СВБ.
Важно понять, что в период Советского Союза никто и никогда не говорил ни о каких облётах с иконами, все это появилось только после распада СССР.
Свежие комментарии